В 4 мая 2024 года на портале информационного агентства «SM.News Тюмень» опубликовано интервью Артема Головина с художником Олегом Калитеней
4 мая – ИА SM.News Тюмень. 20-ый век размыл границы между настоящим искусством, дизайном и просто творчеством. Но так ли мы беспомощны в оценке того, что сегодня творят художники? Олег Калитеня, арт-консультант, художник-живописец и соучредитель онлайн галереи DA’s Art Depot, рассказал ИА SM.News Тюмень о том, как найти ключ к пониманию современного искусства.
Эксперт посоветовал обновить «линзы своего восприятия».
«В школе большинство скорее всего остановили изучение искусства как раз на XIX веке. Так и получается, что у многих из нас в сознании примерами визуального искусства остаются художники типа Репина. Такие работы характеризуется большой детализацией, заложенными в них историями, событиями, нравоучениями. Ну а что было после картин этого века? Искусство просто остановилось потому, что оно не описано в школьных учебниках? Нет, оно продолжало развиваться своим путём, по-новому. С появлением фотографии ушла необходимость стремиться к идеальной точности. С прошествием двух войн пошатнулась вера в нравственность человека, люди поняли, что искусство может не только поучать, но оно может и просто отображать состояния, эмоции, и что они могут быть разными, не только отображающими прелесть и натуралистичность. Нам нужно смотреть на новые произведения искусства шире, не с точки зрения эллинов, а с точки зрения современного человека», — рассказывает специалист.
Также художник посоветовал попробовать опереться на ваше эмоциональное составляющее.
«Задержитесь на пару минут. Прислушайтесь к своим эмоциям и мыслями во время созерцания. Из-за большого потока информации мы привыкли реагировать на информацию в течение 5 секунд, а то и меньше. Но любое произведение требует внимания, погружения. Отключитесь от внешнего мира на одну-две минуты и постарайтесь внять произведению. Проанализируйте свои чувства, ход мыслей, ассоциации. Как она отзывается у вас? Это момент очень важен, ведь, если хотя бы чем-то зацепила вас работа, вы будете копаться дальше, стараться узнавать о ней больше, если нет — пройдите дальше и забудете. Но помните: искусство не обязано показывать только вкусное, трепетное или прекрасное. Другие чувства и эмоции — это тоже часть жизни, которые имеют место быть», — говорит эксперт.
Помимо этого, Олег советует изучить бэкграунд.
«У каждого хорошего произведения обычно есть какая-то история или аннотация, переданная либо автором, либо искусствоведом/куратором. Не поленитесь почитать текст, представленный к выставке. Порой именно в таких сопроводительных статьях или в биографии художника и скрываются недостающие пазлы для понимания вами произведения, перед которым вы стоите. Вспомните те же письма Ван Гога. Есть предположение, если бы их никогда не опубликовали, его картины так и остались бы непонятыми многими людьми», — подытожил художник.