21 марта 2025 г. в Литературной газете опубликована статья «Пуля, лира и звезда Бетельгейзе» Юлии Скрылёвой о нашем альбоме со стихами Елены Заславской и иллюстрациями Ольги Волковой (Купить альбом можно на сайте галереи здесь)
Этот поэтический сборник, выпущенный при поддержке Галереи современного искусства DA’s Art Depot, – очень изящное издание. Впечатления от стихотворений луганского поэта Елены Заславской, опубликованных на русском языке и в переводе на испанский, усилены иллюстрациями художника Ольги Волковой – и те и другие очень точно передают хрупкость бытия, уязвимость человека и ценность каждого земного мгновения.
Не знаю, чем закончится строка. Так жизнь идёт, не знаешь, как закончишь… Есть только красота цветка, И капелька росы на кончике листка, Всё остальное – смутно и неточно.
Образный поэтический язык стихотворений, их особый музыкальный строй, тонко сконструированная композиция каждого произведения и всего сборника, обращение поэта к различным символам, акронимам, аллегориям, невероятная органика текстов, тесная связь земного и небесного – всё это придаёт книге Елены Заславской сложность и глубину. При этом читается сборник легко, а по прочтении остаётся приятное ощущение – такое, будто тебя обнял близкий человек.
В названии книги фигурирует число тринадцать, которое принято считать несчастливым. Впрочем, несчастья, потери, утраты, печали – неотъемлемая часть нашей жизни, без которой и радость не ощущалась бы в полной мере. В предисловии к сборнику философ, культуролог Нина Ищенко поясняет название, вспоминая слова философа Георга Фёдорова о том, что в любой момент времени каждый человек хранит тринадцать секретов. Вот и в книгу Елены Заславской вошло тринадцать стихотворений, каждое из которых несёт в себе «свою историю, свой жизненный сюжет, память о потерях и находках». Несмотря на то что эти стихи рождены «среди беды, войны и смерти», сборник пронизан неиссякаемым жизнелюбием, подлинным душевным теплом и отличается поразительной глубиной. Умение не только сохранять стойкость, но и быть лучиком света, дарить надежду на лучшее – вот что отличает поэта Елену Заславскую. Её строки, лишённые нарочитого драматизма, врачуют сердце:
Когда ни слова о любви, А всё о смерти. Всё о смерти. А мы с тобою визави В холодном чистом лазарете. Ты говоришь – пришёл твой час, Жаль, не в бою, а на кровати… А я твержу, что не сейчас, И пусть в небесном медсанбате Ещё немного подождут Тебя крылатые медбратья.
«Тринадцать секретов Елены Заславской» – книга, сегодня необходимая многим. Поэт словно вручает своему читателю волшебный ключ от прочно запертых дверей, и там, где, кажется, нет никакого выхода, он всё-таки обнаруживается:
Твори меня – средь смерти и войны, Жизнь – на любви замешенная глина, Ведь, чтобы выжить, нам нужна причина, И чтобы умереть – нужна причина, А для любви причины не нужны.
Многие строки таят в себе столько силы и торжества жизни, что хочется перечитывать их вновь и вновь, повторяя, как мантру или молитву: «Так пой, пичужка, пой, не каменей! / Пока летать и петь ещё ты можешь!»
Что касается поэзии, то ей в книге даётся такое определение:
Знаешь, что такое поэзия? Это ночью со своего балкона Заметить созвездие Ориона И на правом его плече Звезду Бетельгейзе. В моей Новороссии, Где всё так неясно, Где будущее – туманность, А прошлое поломалось, Где гуляют ночные волки И контрабасы Прячут нал и обрезы, Это всё, что у меня осталось: Пуля, лира и звезда Бетельгейзе!
Бетельгейзе – самая яркая звезда в созвездии Ориона, расположенная как бы у правого плеча натягивающего тетиву лучника. Думается, этот сложный образ символизирует напряжение, эмоциональный накал, неумолимо приближающуюся опасность, борьбу, жизнь, которая вот-вот оборвётся.
Но даже подводя читателя к самой страшной черте, поэт открывает ему один из главных своих секретов:
Только любовь обнуляет всю твою историю, Весь твой жизненный опыт сгорает мгновенно, Будто при взрыве водородной бомбы Взрывная волна трижды обегает Землю.
«Жизнь будет вечно длиться», – констатирует Елена Заславская, и ей очень хочется верить. Созданный ею поэтический мир – образный, объёмный, многогранный – идеален для созерцания, жизни ради самой жизни, чистого, ясного проявления чувств во всей их полноте. Читатель словно оказывается наедине с собственной душой, очистившейся от всего внешнего, наносного, замкнувшейся на самой себе. И в этом удивительном сакральном безмолвии находятся ответы на самые главные вопросы.